главная мысль заключена даже не в экзистенциальном поиске себя и своих прав на жизнь, а в сакраментальном "даже если ад - это другие, без этого ада всё равно полная жопа"
Like father, like son
Наверное, жестоко начинать разбор фильма с этой фотографии. Это не очень справедливо по отношению к режиссёру, некоему Дункану Джонсу, но что ж поделать, он знал, на что шёл.
"Луна 2112" - это фильм об одиночестве и отрешённости, как, скажем, "Молот" Лема. Про маленького человека Сэма, который заперт в безукоризненно белом, почти больничном пространстве индустриального лунного модуля наедине с добрым говорящим роботом. Про то, как он из последних сил высиживает последние дни своего срока, потому что лишён главного преимущества цивилизации начала XXI века - социальных сетей. Да что там социальных сетей, у него и телефон не работает, все записи с земли ему приносят добрые дяди-работодатели, прилетающие раз в полгода с проверкой, а ведь на земле у него остались жена и дочь, которую он ещё не видел, так что эти записи он смотрит снова и снова. Работы у героя так мало, что кажется, будто её нет: всё время, пока он не прыгает со скакалкой и не медитирует над фотографиями близких, Сэм занят постройкой игрушечного микрокосма из маленьких палочек и деревяшечек.
Весь этот сон Обломова подёргивается рябью в тот момент, когда Сэм то ли от тоски, то ли от сумашествия начинает видеть на станции других людей, что и приводит его к аварии прямо на открытой поверхности луны, а когда контуженный в аварии главный герой просыпается на следующее утро в своей постели, то обнаруживает ещё одного себя, и все второстепенные вопросы к фабуле быстро снимаются, остаётся лишь бесконечный разговор в духе "Я - подлинный Сэм".
Сюжет "Луны" вообще неплохо вписывается в формат короткометражки, но фильм, благодаря таланту режиссёра, не выглядит затянутым - его главная мысль заключена даже не в экзистенциальном поиске себя и своих прав на жизнь, а в сакраментальном "даже если ад - это другие, без этого ада всё равно полная жопа". Но даже если вы это знаете и без всяких странных британских режиссёров, то фильмом всё равно сможете насладиться.
P.S мне даже лень описывать то, что компьютер с голосом Кевина Спейси напоминает Hal-9000, а двойники на станции - Солярис.
Да, самое важное. Мне нестерпимо хочется написать
Though I'm past one hundred thousand miles, I'm feeling very still
And I think my spaceship knows which way to go
Tell my wife I love her very much, she knows
но я не буду. Джонс сам всего добился, хотя совпадение невероятное.