Недавно пытался читать достопочтенного Томаса Мора. "Утопию", если конкретней. По мере чтения нарастало желание немедленно госпитализировать данного товарища или хотя бы опробовать на нём самом все предложенные им нововведения.
Вообще, в книге явно чувствуется злоба данного человека на миропорядок. "Клоун вышел плохо? - Назовём его дурак!". Но по порядку.
читать дальшеНачинает многоуважаемый Томас с краткой построения теории доносительства. Он предлагает всех доносчиков повышать обратно до статуса свободных, а тех, на кого донесли, карать смертью. Мистер Мор полагает, что это не даст людям строить заговоры. Такое ощущение, что людей Томас видел только на картинках. И то не успел разглядеть, книжку забрали.
При этом ничто не мешает автору излагать и абсолютно трезвые идеи, которые он якобы опровергает своими собственными. Читать это - смешно до крайности. В особенности - после Освенцима, Дахау да советских лагерей.
Сведение к одному знаменателю в романе "Утопия" гротескно. Всем жителям предписывается работать в одно и то же время работать на полях или в городе, при этом не забывая упражняться в военных делах и посещать местные богослужения. Я, честно говоря, не знаю, как жил сам Мор. Вероятно, он так и делал, да. Вероятно, он всю жизнь ходил за сохой в одной и той же некрашеной шерстяной рубахе. Возможно, он гадил в золотые чаши, а всех остальных людей покорял своей образованностью, просвещённостью и несравненным боевым искусством. Но выглядит это для голодного Средневековья более чем подозрительно.
Вообще все проблемы, связанные с управлением обществом, сэр Мор считает разрешимыми минимальными усилиями. Более чем вероятно, что он за всю жизнь не отстоял в очередях и тысячи миль. Более того, я предположу, что он никогда не участвовал в распределении жилплощади на собрании домкома. Да и вообще, как могла закрасться в его голову мысль о том, что тысяча голов умнее одной? Ничуть. Двухголовых драконов, как справедливо замечает Лем, именно поэтому и быть не могло. Если бы они были, они бы тихо вымерли от конфликта хозяйствующих субъектов. Точно так же (чистое ИМХО) довольно неустойчивы структуры, основанные на решении множества людей. К примеру, демократия. Их, фигурально выражаясь, ни на минуту нельзя оставить без присмотра. А та демократия, что описана у Мора - демократия коммунистическая, смешанная с рабовладельческим строем и национализацией всего подряд. Интересно, мог бы Мор жить в мире, где все дома, все города и все люди похожи друг на друга как капли воды...
Есть о чём подумать. Свифт считался мизантропом, но в его сатире гораздо больше любви к человеку, чем в мечтах Мора. Мор не любил человека. Он любил человечество. А его можно любить и с большими потерями для конкретных людей.